Автоликбез

  Эта страница была задумана как учебное пособие для “чайников” и содержала, в основном, полные версии моих газетных статей. В дальнейшем я начал писать сюда зарисовки неординарных ситуаций, поэтому не только “чайники”, но и “продвинутые” автолюбители могут найти здесь что-нибудь интересное для себя.

        Выбираем подержанный автомобиль

  В жизни каждого автолюбителя рано или поздно наступает момент, когда у него возникает непреодолимое желание купить или продать автомобиль. Кстати, и та и другая операции по окончании всех сопутствующих мытарств приносят примерно одинаковую радость. Сегодня мы поговорим о выборе подержанной машины, т.к. подавляющему большинству наших сограждан приобретение нового авто просто не по карману.
Опуская рассуждения о том, где выгоднее купить машину - у нас на рынке, по объявлению, в Москве или за границей ( по желанию читателей можно поговорить на эту тему ), остановимся на первом варианте - у нас на рынке. Благо, выбор в наши дни достаточно большой.
Сначала определитесь с маркой автомобиля.
Дело в том, что наличие большого спектра моделей и марок на сегодняшнем рынке может сыграть с Вами злую шутку. Приведу такой пример. В дни моей юности, когда мне надо было купить, скажем, туфли, я ехал в Москву (в Воронеже вообще ничего приличного не было ) и объезжал все известные мне обувные магазины до тех пор, пока не попадал “под раздачу”. Отстояв огромную очередь, я брал то, что выкидывали и был счастлив. Пару месяцев назад я решил обновить свою обувь и отправился на Труд. Обойдя огромное количество обувных точек я так ни на чём и не остановился, потому, что заранее не решил для себя, какие туфли мне нужнее- осенние или летние, коричневые или серые и т.д. Уж очень большой выбор!
Так  же и с машиной. Какая Вам больше по душе - большая или маленькая, мощная или экономная, отечественная или иномарка? Список можно продолжить. У каждой есть свои плюсы и минусы. Но об этом мы поговорим в следующий раз, если, опять же, читателю будет интересно.

Сегодня я хочу поделиться общими принципами выбора автомобиля. На мой взгляд, основное внимание необходимо уделять следующим вещам (по убыванию приоритета):

  1. Экстерьер

  2. Кузов

  3. Год выпуска

  4. Ходовая часть и трансмиссия

  5. Двигатель

  6. Мелочёвка

Конечно, предлагаемый алгоритм выбора машины достаточно условный, но я им пользовался   всегда, когда возникал купле - продажный зуд и ни разу не ошибся. Остановимся более подробно на предлагаемых пунктах.

                                            Экстерьер
Вам, наверняка, приходилось встречаться с такой ситуацией: Вы догоняете идущих впереди двух девушек и, на уровне подсознания, решаете, что одной из них лет 20, другой далеко за тридцать. Обогнав, бросаете взгляд на лица и с удивлением обнаруживаете, что девчонки - далеко уже не девчонки, обоим лет по 30, но походки… Одна идёт легко, прямая спина, гордая головка, упругая походка а другая- разве что не шаркает по асфальту сбитыми набок каблуками. Экстерьер!

Машина должна стоять ровненько, любой - даже незначительный “кивок” на одно из колёс - сигнал в лучшем случае дефекта подвески, в худшем - нарушения геометрии кузова, а это- беда! Желательно отследить следы - зимой на снегу, летом - при выезде из лужи на сухой асфальт. Их (следов) должно быть 2, а не 4 при движении по прямой. Немаловажную роль играет цвет кузова. Бытует мнение, что главное- состояние покраски,а цвет может быть любой - какая разница? Это заблуждение. Роль цвета в экстерьере я обнаружил совершенно случайно, когда готовил к продаже свой 412-ый Москвич - его называли “праздник, который всегда с тобой”. Денег на краску у меня не хватало, я собрал всё, что было в гараже - полбанки песочной, треть банки зелёной, сколько-то белой, немного жёлтой…Перемешав всё (какая разница?), я отдал полученную краску малярам. Когда машина высохла, все поразились необычностью цвета. Ну а уж когда были поставлены на место все бамперы, блестяшки и финтифлюшки, машина  превратилась в красавицу в той мере, в которой вообще может быть красивым 412-й Москвич. Конечно, красивый цвет получился совершенно случайно, но мой “праздник” купили в первый же день. Экстерьер был настолько хорош, что покупатель не придал особого значения  даже многочисленным жукам на арках колёс и в днище багажника.

  Теперь поговорим о кузове.

Кузов - самая дорогая и сложная в ремонте штуковина. У каждой модели есть свои  «слабые места», но принцип выбора для всех машин один – минимальное количество коррозии и одинаковость зазоров в проёмах дверей, капота и багажника.
Жуки –вспучивание краски над очагом коррозии – самая распространённая беда кузова. Если не принимать мер по ликвидации жука, он со временем превращается в дырку. Как правило, предыдущий хозяин перед продажей машины маскирует, реже добросовестно устраняет очаги коррозии. Обычная схема: Ваше внимание заостряется на двух- трёх добросовестно обработанных жуках и выдаётся такой текст: -Я эту машину делал для себя, вот обнаружил жука и по всем правилам его уничтожил…Вы, естественно, интересуетесь этими правилами. Продавцу это и надо. Он в течение получаса будет учить Вас, как бороться с жуком, если вдруг, упаси Боже, Вам придётся с этим столкнуться. При этом время от времени проскакивает рефрен ну, за эту машину Вам беспокоиться долго не придётся, я ведь делал её для себя, да вот обстоятельства вынуждают продавать.  Обстоятельства  могут быть самыми разными – от сгоревшего дома до эмиграции в страну заходящего солнца Уругвай. Смысл один  Ваше внимание отвлекается от основного. Поэтому особо не слушайте продавца. Внимательно осмотрите пороги, нижние кромки всех дверей с внутренней стороны, а если есть пятая дверь, осмотр начните именно с неё. Но это не всё. Обязательно проверьте рамки лобового и заднего стекла. Наличие мелких жуков возле резинового уплотнителя - плохой признак. Конечно, раз речь идёт о приобретении подержанного автомобиля, без коррозии (и, естественно, дальнейшей борьбы с ней) Вам не обойтись. Здесь важно оценить соотношение цена – качество. Но, как известно, безвыходных положений не бывает. Можно обойтись без проблем с коррозией, но тогда Вам придётся подумать  об  иномарке –  на Западе  научились делать «вечные» кузова. Самый показательный автомобиль в этом смысле – AUDI –100 с 44-м кузовом, в народе его называют «сигарой». Кстати, я вот уже 4 года езжу на такой. Езжу я каждый день, зимой и летом, в основном в режиме такси (подрабатываю в «ТОРИИ»). Машине 13 лет – далеко не девочка. Конечно, за 4 года эксплуатации по Воронежским улицам набралось много разных царапин и сколов краски. Однажды (2 года назад) я вообще наткнулся задним  крылом на торчащий из-под снега швеллер! По «жигулёвской» привычке придя в ужас (сгниёт!!) я тут же решил встать на ремонт и заделать злополучную вмятину. Но прошёл день, другой, год, вот уже третья зима на носу, а до устранения дефекта руки так и не доходят. И не потому, что лень или неумение, а вот не хватает мне на это времени, - хоть тресни! Конечно же, если бы началась коррозия, и время нашлось бы, и желание. Но она вот уже третью зиму не гниёт!

Не хочу, чтобы читатель воспринимал этот дифирамб как рекламу AUDI – у неё куча других недостатков. Просто, перебрав великое множество разных машин, лично  я остановил свой выбор на  AUDI-100 базовой модели , т.е. без прибамбасов – она проста и надёжна, как валенок.

Что касается  года выпуска  – тут много говорить не приходится. Чем старше машина, тем она дешевле – это аксиома. Хочу остановиться лишь на том, как определить этот самый год. Начиная с 1980 ( в России с 1983 года) год выпуска пробивается на 10 позиции идентификационного номера в виде буквы латинского алфавита. Приведу таблицу:

Год Код года Год Код года Год Код года
1980 A 1991 M 2002 2
1981 B 1992 N 2003 3
1982 C 1993 P 2004 4
1983 D 1994 R 2005 5
1984 E 1995 S 2006 6
1985 F 1996 T 2007 7
1986 G 1997 V 2008 8
1987 H 1998 W 2009 9
1988 J 1999 X 2010 A
1989 K 2000 Y 2011 B
1990 L 2001 1 2012 C

  Таблица растянута до 2012 года для того, что бы был ясен принцип.

Я так долго говорил о кузове потому, что всё остальное – трансмиссия, ходовая, да и двигатель, в общем - то достаточно легко можно отремонтировать. Поэтому в угоду хорошему кузову можно слегка пожертвовать остальным. Газета – не энциклопедия, места мало, так что об остальном – галопом по Европам.
Двигатель в идеале должен заводиться с «полтыка», работать ровно, хорошо «взрываться», не дымить и главное, легко (без детонации) глохнуть.
Трансмиссия – все скорости хорошо включаются, ШРУСы при максимальных поворотах руля не трещат, а карданный вал – молчит при резком нажатии на газ. Ну а ходовая…Проедьте через трамвайный переезд на скорости 30 – 40 км/ч и Вам всё станет ясно. Наличие грохота в подвеске – признак ближайшего ремонта шаровых опор и сайленблоков, а раскачивание автомобиля – признак плохих амортизаторов.

В заключение настоятельно рекомендую заехать на эстакаду, в крайнем  случае на яму, (но там мало света) и просмотреть наличие отсутствия дыр в днище и глушителе. Желательно потыкать палочкой подозрительные места скопления мастики – они не должны «дышать».

Ну,  вот и всё. Удачи при покупке!

* * *

 

Овёс нынче дорог

В 1978 году в Чехословакии на фестивале политической песни мой новый знакомый чех Франтишек просил оформить ему гостевой вызов в СССР. На мой недоуменный вопрос "чего ты там забыл?" он выдал такой текст: "У вас огромная страна, много дорог и очень дешёвый бензин, я хочу покататься " (!)

  Да, бензин у нас был самый дешёвый в Европе и, естественно, словосочетание "экономия топлива" большинству автолюбителей казалось абсурдом. Сегодняшняя ситуация с ценами на бензин меняет акценты. Вопросы "сколько она жрёт?" и "как бы сэкономить?" для многих - решающие. Экономичная эксплуатация машины в той или другой мере зависит от многих параметров и знание их никому не повредит.

  В основе экономии бензина лежит принцип  За всё надо платить или, как говорил классик, Бесплатных пирожных не бывает. Нарушились оптимальные параметры систем питания или зажигания - плати. Расход бензина увеличивается как при богатой, так и при бедной смеси, как при раннем, так и при позднем зажигании. Систему питания можно косвенно проверить по цвету электродов любой свечи после поездки. Цвет должен быть "кофе с молоком". Белый цвет - сигнал бедной смеси (много воздуха, мало бензина) , чёрный - богатой. При обнаружении признаков богатой смеси не торопитесь разбирать карбюратор. Проверьте в первую очередь воздушный фильтр и, при необходимости замените его. Не стоит пытаться вытряхивать или пылесосить, тем более  стирать, фильтр разовый и этим всё сказано. Зажигание лучше всего  проверять стробоскопом - на холостых (800-900) оборотах контрольные метки на шкиве и блоке двигателя должны совпадать. Стробоскопом же проверяется работа центробежного регулятора: при плавном увеличении  оборотов двигателя  метки должны разъезжаться.

  Двигатель должен быть чистым - грязь нарушает тепловой режим и, в конечном итоге, бьёт по карману.

  Прожорливость машины сильно зависит от давления в шинах. Выработайте в себе привычку каждый раз перед поездкой пройтись с манометром по всем колёсам, не доверяйте глазам. Кстати, не лишним будет  откалибровать свой манометр. Делается это  просто. Заезжайте на любой шиномонтаж и попросите подкачать колёса, скажем, до 2 атмосфер. По окончании процедуры проверьте давление своим манометром. Если он показывает "2" - вам повезло. Как правило, манометр либо "завышает", либо "занижает" истинные показания. Запомните разницу, и в дальнейшем  всегда делайте соответствующую поправку.

  Старайтесь чаще мыть машину. Грязь - это лишний вес, зачастую значительный. Сделайте ревизию в багажнике и оставьте в гараже всё лишнее. Не возите с собой автомастерскую "на всякий случай", если не хотите выбрасывать деньги на ветер.

  Раз уж речь зашла о ветре, вспомните, как тяжело идти навстречу ветру при скорости последнего скажем 15 м/сек. Вы непроизвольно поворачиваетесь и идёте плечом вперёд, чтобы снизить лобовое сопротивление, а ведь 15 м/сек - это всего лишь 54 км/ч ! Снимите с крыши багажник, если он в ближайшую неделю не понадобится. Даже при городской езде наличие багажника на крыше - это лишние 7% бензина, открытые окна - ещё 2%. Мелочь? Вполне возможно. Но, как говорится, курочка по зёрнышку… весь двор в дерьме.

  Теперь о тактике вождения. Старайтесь не соревноваться с мальчиками на "девятках", которые всему миру доказывают, что их машина - самая динамичная и скоростная. Это - от молодости, это пройдёт. В лучшем случае мальчик приедет из Северного района в центр на 5 минут раньше вас, в худшем - не поделит дорогу с другим таким же бедолагой. Но при любом раскладе заправку он посещает чаще, чем нужно.

  Практически все современные автомобили оборудованы так называемым экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ). Используйте его на полную катушку, откажитесь от привычки ездить "накатом", включайте "нейтралку" только непосредственно перед остановкой, чаще тормозите двигателем. Здесь вы кроме бензина будете экономить ещё и тормозные колодки.

  Помните, что любой включённый электроприбор берёт энергию у генератора, тот, в свою очередь, у двигателя, которому приходится загружаться лишним топливом. Поэтому длительные поездки старайтесь планировать на светлое время суток, лучше на раннее утро, когда машин на трассе ещё мало, а фары уже не нужны. Но это касается лета. Если же во дворе зима, а вам приспичило ехать куда-нибудь в Мухосранск к тёще на блины, плотнее набейте свой бумажник дензнаками.

  Удачи на дорогах!  

 * * * 

 Вы сели за руль переднеприводной машины…

  Большинство водителей с солидным стажем начинали свою автомобильную “карьеру” с заднеприводной  машины классической или заднемоторной компоновки. Пересев за руль переднеприводной Лады, Москвича или иномарки, они отметят их несравненные преимущества перед  заднеприводными в управляемости и устойчивости. Однако управление переднеприводным автомобилем имеет некоторые особенности, которые необходимо знать каждому водителю.
 
На ровном и сухом шоссе переднеприводный автомобиль ведёт себя так же, как и заднеприводный. Что же касается движения по скользкой дороге (мокрый асфальт, снежный накат, гололёд) – тут преимущества переднеприводника приятно удивят Вас. Машина идёт гораздо увереннее, т.к. она не подвержена боковому скольжению при движении по прямой. Но не стоит расслабляться,-под колёсами всё-таки скользко. Впереди - поворот. Вы поворачиваете руль и обнаруживаете, что заднюю часть машины начинает заносить. Вот тут и начинается самое интересное. Если Вы, как всегда раньше делали на “классике”, сбросите газ, Ваш переднеприводник занесёт ещё больше. Тут надо действовать с точностью до наоборот- чуть прибавить газ или, в крайнем случае, сохранить его прежним. Но в обоих случаях руль следует поворачивать в сторону заноса. Самое же правильное - заблаговременно снизить скорость, чтобы, войдя в поворот, идти с небольшим ускорением. При возникновении пробуксовки передних колёс (снос) - чуть сбросьте газ или выключите сцепление, не делая резких движений рулём.

* * *

 О тормозах

 Поговорим о тормозах.
Как известно, в автомобилях применяются два типа тормозных систем

 1.Дисковые тормоза. Преимущества:
-простота изготовления
-хороший тормозной эффект
-стойкость к воздействию влаги
-сохранение эффективности при высоких температурах
-удобство контроля и ремонта
 Основные недостатки- сложности в совмещении с механическим стояночным тормозом и короткий срок службы тормозных колодок.
 Дисковые тормоза оптимально подходят для передних колёс, где тормозное усилие наиболее интенсивно.

 2.Барабанные тормоза.  Преимущества:
-более длительный срок службы тормозных колодок
-простая установка гидравлического и механического стояночного тормоза
 Недостатки:
-чувствительность к воздействию влаги
-отказы при перегреве
-усложнённое обслуживание
  Барабанные тормоза наиболее приемлемы  для задних колёс  в основном из-за простоты установки стояночного тормоза. Однако если на автомобиле установлена антиблокировочная система (
ABS ) на задних колёсах устанавливаются также дисковые тормоза.

 СОВЕТ
Если Ваши дисковые тормоза скрипят, дефект легко убирается.
Следует покрыть тонким слоем любой смазки заднюю - метали
ческую часть каждой колодки. Важно не допустить попадания
смазки на фрикционную - рабочую поверхность .
Сказанное, естественно, относится к рабочим, неизношенным
колодкам.

 * * *

Не спешите снимать корзину сцепления!

  Недавно я по делам приехал в один гаражный кооператив и наблюдал там такую картину.Мастер (кстати, очень неплохой) безуспешно в течение нескольких часов возился со сцеплением. Ведёт, зараза, хоть ты тресни!- в сердцах выговаривал он мне. Виновница мучительных потуг - старенькая «копейка» никак не хотела сдаваться. Хозяин в сотый раз, уже для меня, рассказал о явных признаках «ведения» сцепления - скорости втыкались с рыком, а первую вообще трудно было включить.
 
Что они только не делали до моего появления! Прокачивали сцепление, удлиняли шток, изучали все шланги «на течь», снимали рабочий цилиндр (слава Богу, не дошло до главного)…Когда я зашёл в гараж, они заканчивали установку корзины сцепления (!), убедившись при этом, что и там всё в порядке. Володя (имена изменены) от безысходности  устроил дискуссию со мной. Дядя Саша - сказал он. Придумай что-нибудь, а??
-Главный в салоне течёт?
-Нет
-Рабочий разбирали?
-Даже манжету сменили!
И т.д. в том же духе.
В конце концов, я задал вопрос, который должен был задать изначально:
-Ты  сам-то садился за руль?
- Нет, у меня комбинезон грязный …
ВОТ ОНО!
-Ну, у меня джинсы чистые, дай я попробую.
Усевшись за руль, я первым делом проверил свободный ход педали – он был! Запустив двигатель и с рыком воткнув 1 передачу, я начал постепенно отпускать педаль. Педаль выбрала свободный ход и постепенно начала двигать машину. Эту же процедуру я повторил на остальных передачах - эффект был тот же- сначала свободный ход, потом движение.
-Мужики, это не сцепление, это- коробка. Ты когда в последний раз менял масло?
Хозяин почесал репу и уверенно изрёк: Никогда! (машина, кстати, 1981 года выпуска и прошла то ли 2, то ли 3 круга спидометра).
Дальше было просто. Володя слил маслоподобную бурду в количестве чуть меньше литра из коробки передач, потом залил свежий ТАД-17…
И ВСЁ СТАЛО НОРМАЛЬНО!

 Мужики! Признаком  “ведения” сцепления являются не только затруднённое включение передач, но и, в первую очередь, отсутствие свободного хода педали, что приводит к самопроизвольному движению автомобиля. При аналогичном случае замените в первую очередь масло в коробке, а заодно и в заднем мосту. Кстати, отсутствие масла в заднем мосту приводит к разрушению гипоидной пары, а это- приличные деньги.

И вообще, не снимайте лобовое стекло, чтобы заменить щетки стеклоочистителя!

 * * *

 Знаете ли Вы, что…

   Идея установить руль слева принадлежит Генри Форду? В отличие от конструкторов, считавших, что водителя для удобства входа  и выхода из машины надо сажать поближе к обочине, Форд, уверенный в скором росте  числа автомобилей на дорогах , отвёл шофёру место с лучшим обзором полосы встречного движения.
 
Весной 1908 года в продаже появились первые автомобили с “левым” рулём” –“ Форд–Т” по прозвищу  “жестяная Лиззи”.

 ***

  Форду принадлежит идея “классической” компоновки, которая так же была реализована в “жестяной Лиззи”. Двигатель у “Форда-Т” располагался впереди, а движение от него через шестерёнчатую коробку передач и карданный вал, новинку того времени, передавалось задним колёсам. Ведущие колёса соединялись между собой через механизм, аналогичный нынешнему дифференциалу.

 ***

  На затяжной подъём “жестяная Лиззи” могла забраться только задним ходом потому, что бензобак располагался под сиденьем водителя и бензин поступал в карбюратор самотёком.

 ***

  “Форд-Т” был первым массовым автомобилем в мире. За 19 лет было выпущено более 15 миллионов “жестяных Лиззи”, причём практически без каких-либо изменений. Этот рекорд смог побить только через 50 лет “VW Kaefer” (“Фольсваген Жук”).

   ***

ЗАЛЕПУХИ

 Самоучитель  АС а
(Самоучитель Аварийных Ситуаций)

 Правило  “ клин клином”

Если с утра дорога крутится вокруг оси глаз-горизонт по часовой стрелке, необходимо срочно выпить 150 граммов водки.
При вращении дороги против часовой стрелки водку следует заменить коньяком.
Для левши- наоборот.

 ***

Правило  “ голову в песок”  (правило страуса)

Если в Вашей машине даже на ровной дороге гремит правая шаровая опора, необходимо в правое ухо вставить ватный тампон.
Для левши- наоборот.

 ***

 Правило  “поглощение меньшего большим”

Если в Вашей машине внезапно появился сильный запах бензина, необходимо срочно закурить.
Запах никотина отобьет запах бензина.

 ***

Если, проезжая мимо поста ГАИ на скорости больше 200 км/ч Вы услыхали милицейский свисток,  резко нажмите на педаль газа. После преодоления звукового барьера свисток слышен не будет.

 ***

Народные приметы  

 Если Вы с утра выглянули в окно и не обнаружили свой автомобиль там, где его оставили, значит Вам не придется сегодня тратить деньги на бензин.

 ***

 Если при включении любой передачи Вы не можете  тронуться с места, значит Вы забыли завести мотор.

 ***

 Если Вы грубо  “подрезали” 600-ый  Мерседес и у Вас внезапно зачесалось ухо, - быть Вам битым.

 ***

 Если все СМИ наперебой обещают ясную погоду без ветра и осадков, а сосед с утра моет машину, осадки к вечеру будут обязательно. Причём, чем больше сосед старается, тем обильнее будут осадки - вплоть до града и снега в июле.

***

 Если после посещения ресторана Вы не можете открыть дверь машины, значит это - не Ваша машина.

 ***

 Если машина, всё-таки, Ваша, значит, Вы пытаетесь открыть её ключом от квартиры.

***

 Если, потянув руль на себя, Вы легко взлетаете над перегруженным перекрёстком и плавно опускаетесь на свободную полосу движения, значит, Вы спите.

 ***  

 Если Вас неудержимо притягивает корма 600-ого Мерседеса, значит, Вы - за рулём "Запорожца"

Читатель спрашивает

 Кондрад Никандрович Горбатый спрашивает нас, как ему поднять цену на его ЗАЗ 965  1965г. выпуска хотя бы вдвое ?
-Уважаемый Кондрад Никандрович! Залейте полный бак бензина!

 ***

Елена Викторовна С. из г.Боброва спрашивает, что делать, если машина часто ломается и муж уделяет ей всё свободное время?
-Уважаемая Елена Викторовна! Попробуйте тоже немного поломаться, когда муж попросит Вас о чём-нибудь интимном.

 ***  

 Клара Петровна В. сообщает нам, что купила лотерейный билет Бинго и просит совета - как использовать автомобиль, если она его выиграет? "...ведь у нас в деревне совсем нет дорог..." Клара Петровна! Обменяйте автомобиль на бульдозер и купите ещё один билет Бинго. Бульдозером Вы сделаете дорогу, а на втором выигранном автомобиле будете по этой дороге ездить.

***

Вован Сердюк из Хрюпинска спрашивает, когда же наконец он купит 600-ый Мерседес и что для этого нужно?     Уважаемый  Вован! Свой 600-ый Мерседес Вы купите 27 октября 2002 года. Единственное условие - начиная с 1 января покупать по 2 Мерседеса в день.

***

 Механизатор из Рюмахина г.Хитрый У.М. просит помочь ему приобрести любой автомобиль:"...пусть самый маленький, пусть самый дешёвый, пусть даже без мотора..." У.М.! Высылаем Вам наложенным платежём Ваш автомобиль! Все Ваши условия соблюдены: он маленький, дешёвый, без млтора. Ему даже гараж не нужен - он легко помещается на полке серванта или в ящике письменного стола.

***

 Маргарэт Абрамовна Окинака спрашивает: "...можно ли назвать нормальной ситуацию, когда муж стремится налева, а она - направо?..." Можно - когда вы садитесь в собственный автомобиль. Хотя... если вы англичане или японцы...

 

 Вверх

Назад на главную

Напишите мне

Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz